Новые направления искусства: Ар-брют, мета-арт и фешн

Галеристка и арткураторка Лика Спиваковская в деталях о новых направлениях искусства.
С чем, как говорится, едят ар-брют и что такое мета-арт? Как понимать новые направления искусства?
Несмотря на схожесть названий, они означают разное. Ар-брют — это не про блюдо и не о напитке. Хотя его тоже можно, так сказать, пригубить в музее Яей Кусамы, блуждая невероятными попартовими «Садами бесконечности» из разноцветных точек, фантастических фигур и зеркал.
Достижения Яей
Яей потрясающе яркая, виртуально-нереальный, сумасбродно-эклектичная и сюрреалистическая. На ее счету коллаборации с такими брендами как Louis Vuitton и Ferragamo.
Яей — первая женщина-художница, которой при жизни создали музей.

Ее безумие — пространство для реализации самых масштабных проектов, в которых мы практически всегда видим повторяющиеся круги — это «сети бесконечности», где удается упорядочить хаотичные мысли. Ар-брют — стиль, которым искусствоведы нарекли творчество Кусамы.
Ее «бесконечные миры», хоть и имеют определенно яркую колористику, все же успокаивают меня. Думаю, умиротворение приходит от повторяющихся элементов, а система всегда дает ощущение твердости под ногами.
Новые направления искусства в СНГ
И поэтому, наверное, мне так нравятся работы украинской художницы Оксаны Мась, выставку которой мы недавно провели в Mandarin Maison Art Gallery.
Свои впечатления и размышления о творчестве Мась я решила запечатлеть в артфотопроєкте. Идеально подчеркнули бесконечность в бесконечности кругов платья бренда Nadya Dzyak. В них на красных дорожках появлялись Кайли Миноуг, Джэми Чанг, Натали Моралес. Сами же изделия — это эклектика форм прямых линий и легкости материалов.
Общего у Кусамы и Мась много: они выступали на венецианских биеннале, двое считаются визитными карточками своих стран, их работы наиболее успешно продаются на аукционах sotheby’s, обе — женщины, которые задали новые тренды в мировой истории искусства.

Оксана — художница, гуманистка, философ, и меценатка, прославилась проектом «Алтарь наций», в котором собрала установку из более 300 000 расписанных деревянных яиц. Из них создала артобъекты «Сфера добра и духовного возрождения». Их увидело более 500 000 000 ценителей во всем мире. Работы красовались на центральной улице Монте-Карло AveHenri Dunant, Palais de La Scala, были выбраны лично принцем Монако Альбертом II.
Инсталляции из яиц
Одна из полусфер сейчас находится в галерее Mandarin Maison art by Spivakovska в ТЦ Mandarin Plaza.

Инсталляции из яиц-писанок Мась — это цитата в «Саду нарциссов» Яей, что Кусама представила на венецианской биеннале в 1966 году. Работа Яей состояла из 1500 металлических шаров, расположенных на траве, которые создавали кинетический ковер. Здесь же Кусама впервые предлагает зрителю приобрести понравившийся шар, таким образом получив часть артобъекту.
Но Оксана Мась перефразирует эту идею, наделяя ее новым значением: теперь зритель не просто покупает объект, но и становится его сотворцом.
В росписи яиц MAS EGGS приняло участие более 300 000 человек из разных уголков мира.

Они все создали комьюнити глобального артпроекту, который имеет свое продолжение во многих инсталляциях художницы.
Но и на этом Мась не останавливается: теперь она выводит яйца-крашенки в цифровое пространство NFT, где каждый может стать художником. Таким образом, физические и диджитал-объекты смешивают два мира: реальный и виртуальный. Это и есть цель-арт.
Заключение
Но больше всего меня впечатляют работы Мась из серии Mandala Dance. Они яркие, но спокойные. Я бы сказала, что структурируют сознание. Mandala Dance — серия векторных примитивов, состоящих из одной или нескольких сфер, покрытых тысячами яиц или мандалами, которые олицетворяют взаимодействие отдельного человека с теми, кто ее окружает. Рядом с ними, я чувствую энергию бесконечности, что резонирует.

Счастлива сотрудничать с итальянским фэшн-фотографом Алексом Данные. На его счету обложки LÓfficiel, Elle, многочисленные съемки с парижских и миланских Недель моды. Каре в стиле Яей Кусамы, которое вызвало фурор в моих сториз с бекстейдж, и другие образы создала стилист Ирина Коваль.
Художница Оксана Мась на фото — веки едва открыты, рот раззявлен, лицо «шлюховатое».
Современное искусство — это какой-то шаг отчаяния: выкладывать себя полу-голую (если б не считалось порнухой — то запросто и голую)… Знаю вполне многих обычных девчонок, и с фигурой всё путем и с вниманием со стороны. Даешь больше сисек обществу.
Да уж и дальше в современном искусстве видимо глухо… Типа «ну хоть кто-нибудь… я ж неипаца какая». Проще надо быть, а не клювы с гузнами клепать. У меня жена — вполне простая в общении девчонка, НО гордая, для которой западло выставляться… Фору этим курицам даст на все 100… Ей 25 и фигура — стройной девятиклассницы: при покупке пива постоянно паспорт просят показать, она обижается, мол выгляжу как малолетка, я ж говорю, что это радоваться надо!!! Считаю, что ее сиськи и есть настоящее современное искусство!!!